Полет «Кречета»: как взлетел первый русский военный дирижабль

12 августа 1910 года в небо над Волковским полем под Санкт-Петербургом поднялся первый русский военный дирижабль «Кречет», который стал одним из символов дореволюционного воздухоплавания.

Проектировать дирижабль начали в феврале 1907 года, но строительство растянулось и закончили воздушную машину лишь летом 1909, а еще целый год ушел на устранение недостатков и подготовку к испытаниям. Первый полет «Кречета» прошел вполне успешно, об этом свидетельствует отчет специально созданной для производства управляемого аэростата комиссии:

— Испытания аэростата «КРЕЧЕТ» следует признать законченными. Аэростат сделал шесть полетов продолжительностью в сумме около 4 часов, причем развил скорость до 12 метров в секунду при 800 оборотах мотора. Управляемость аэростата достигнута вполне удовлетворительная как по высоте, так и в горизонтальном направлении. Оболочка держит газ хорошо, теряя в сутки около 50-60 м3 (около одного процента). Платформа и стрела оказались достаточно прочными, что неоднократно подтверждалось при падении внутреннего давления в оболочке до 0 миллиметров. Вследствие сего комиссия полагала бы возможным, в случае благоприятной погоды, теперь же приступить к сдаче аэростата «КРЕЧЕТ» 9-й воздухоплавательной роте.

Немногим раньше Российская империя купила у французов дирижабль «Лебедь», собранный на заводе «Лебоди» и отсюда получивший имя, но российским он был лишь по прописке. А вот кто действительно может пытаться оспаривать первенство «Кречета», так это аэростат «Учебный», который был построен уже к осени 1908 года. Однако, как следует из названия, настоящим боевым дирижаблем он не был, а использовался как «воздушная парта» в Учебном воздухоплавательном парке под Санкт-Петербургом.

Сам же «Кречет» был полностью сконструирован отечественными инженерами и изготовлен из сделанных в Российской империи материалов. На Петербургском заводе «Треугольник» для аэростата сделали оболочку, пропеллеры тоже изготовили в столице, а московский завод «Дукс», специализировавшийся на велосипедах, произвел платформы и гондолы.

Иностранными в дирижабле были лишь двигатели, хотя и их изначально заказали на Петербургском заводе Лесснера. Завод двигатели спроектировал и собрал, но при испытаниях в них нашли фатальные недостатки, которые устранить не получилось. В итоге вместо двух моторов в 50 л.с. во Франции на заводе «Панар-Левассор» заказали двигатели мощностью 85 л.с. Весили они больше, из-за этого и объем оболочки нашего дирижабля вынужденно увеличили с 4073 кубометров почти до 6000.

Из-за всей этой двигательной неразберихи сроки постройки отечественного аэростата сорвали и закончили его лишь в июле 1909 года. К этому времени название проекта уже сменилось на «Кречет» — решено было давать управляемым аэростатам «птичьи» имена, а заостренная носовая часть дирижабля походила на крупного сокола, да и размеры оказались огромными: в длину он достигал 70 метров, а диаметр в самом широком месте 11,4 метра.

О том, что стало с дирижаблем после постройки и испытаний известно мало. Он принимал участие в траурной процессии на похоронах разбившегося осенью 1910 года летчика Льва Мациевича, а после был отправлен, как и предписывала комиссия, в 9-ю воздухоплавательную роту, базировавшуюся в Риге. Что стало с первым русским военным дирижаблем дальше — история умалчивает.

Источник

 
Подписывайтесь на наш канал:

Комментарии: