«Пыхтящий чёрт» Ричарда Тревитика: один из первых паровых автомобилей в мире

Англичанин Ричард Тревитик – инженер, работавший на одной из шахт Великобритании, вошел в историю изобретений, как создатель автомобиля, способного ездить на пару.

Гениальное безумие инженерной мысли

История создания уникального транспорта, вызвавшего дискуссии, страх и ужас в величественном и консервативном английском обществе, началась в 1797 году. Тогда еще Тревитик работал в шахте и моделировал паровые повозки, пытаясь их усовершенствовать и наделить большей эффективностью и практичностью. Вот только двигатели подобного транспорта работали на водяном пару, поэтому имели весьма громоздкий вид, вынуждая увеличивать и всю конструкцию транспортного средства. По мнению инженера Тревитика, исправить ситуацию можно было лишь одним способом – повысив паровое давление в котле, что позволило увеличить мощность двигателя, получившего гораздо более компактный вид.

Стоит отметить, что его коллеги сильно возмутились подобной вольности, уверяя, что транспорт, разработанный Тревитиком, предназначен лишь для самоубийц. Ведь при использовании пара при усиленных показателях атмосфер машина могла взорваться в любой момент, унеся жизнь не только водителя, но и рядом находящихся людей. Но английский инженер не стал опускать руки и практическими действиями доказал, что можно избежать взрыва даже при значительном давлении. Уже в 1800 году Тревитик продемонстрировал двигатель с давлением в 1,7 атмосферы, которые стали использоваться для подъемников в шахтах, а полноценный паровой автомобиль выехал на улицы Англии в 1801 году, аккурат перед Рождеством.

Трагедия привела к созданию паровоза

Не нужно говорить, что появление самоходной кареты, отличающейся не только громадными задними колесами, но и прикрепленным между ними котлом, извергающим облака пара, изрядно напугало местных жителей в городке Кэмборн, многие из которых назвали автомобиль инженера «пыхтящим чертом». Отличительной особенностью автомобиля было и то, что в нем могли уместиться восемь пассажиров. По большей части, это был паровой автобус. На задней площадке было оборудовано место для кочегара, который периодически «скармливал» топке новые порции угля.

Возможно, успех уникального транспорта позволил бы Тревитику получить быстрее свою долю популярности, но его забывчивость едва не погубила весь замысел. В одну из поездок инженер решил пропустить по кружечке крепкого напитка со своими друзьями. Время в компании пролетело незаметно, а вода в котле парового автомобиля быстро выкипела, начался пожар, и машина сгорела за считанные минуты.

Но Тревитик не стал останавливаться на достигнутом. Уже весной 1802 года он подготовил еще одну повозку с запатентованным двигателем, в котле которого пар достигал 3 атмосфер. Учитывая, что транспортное средство могло двигаться по рельсам, можно сказать, что это уже был не автомобиль, а настоящий паровоз, с помощью которого стали перевозить руду по территории чугунолитейного производства. А уже в 1804 году появился еще один паровоз, который и вошел в историю изобретений, связанным с именем Ричарда Тревитика. Транспортное средство с названием «Пенидаррен» обладая мощным давлением в 3,3 атмосферы, сумело показать изумленной публике, как паровая тяга способна протащить поезд с пятью вагонами, нагруженный тоннами железа и везущий семьдесят пассажиров.


Копия первого в мире железнодорожного локомотива «Пенидаррен»

Общество против инженера

При этом английский инженер продолжал трудиться над созданием аналогичного транспорта для поездок по улицам города. Вскоре появилась Лондонская паровая карета, рассчитанная на восемь пассажиров, способная ездить со скоростью до 15 километров в час. Правда, первая поездка завершилась аварией, а против подобных машин на улицах города начали выступать представители конного транспорта и сотрудники дорожных служб. Для первых паровые автомобили были недосягаемым конкурентом, для вторых – головной и финансовой болью, ведь тяжесть повозок создавала нагрузку для мостовых, требуя их оперативного и дорогостоящего ремонта.

Впрочем, самоходным машинам в Англии пришлось нелегко и позже, когда в 1865 году вступил в силу закон, регламентирующий, что поездки на таком виде транспорта должны были сопровождаться специальным человеком. В обязанности спутника самоходных автомобилей входило размахивание красным флагом и подача сигналов с помощью дудки. Все это было направлено на снижение несчастных случаев, когда лошади с повозками и пассажирами, пугаясь паровых машин, становились неуправляемыми. Спасение для инженеров, занимающихся разработкой парового транспорта стало развитие железнодорожной сферы и строительства железных дорог, по которым вскоре начали ездить паровозы.

Что касается Тревитика, то его судьба была весьма печальной. Несмотря на то, что благодаря идеям этого талантливого английского инженера, мир получил, пусть и видоизмененные, паровозы и железнодорожный транспорт, про него все забыли. Последним его блестящим проектом стал паровоз, способный разгоняться до 30 километров в час. Инженер, помня прошлые ошибки и аварии, решил обезопасить себя от общественной критики. Для этого, он закольцевал рельсы, по которым двигался его паровоз и огородил пути забором. Так появился самый скоростной на тот момент и весьма веселый аттракцион, который был доступен местным жителям за небольшую плату.

Идеи Тревитика постепенно забылись, его проектами так и не оценили представители крупной промышленности, а сам инженер провел свои последние годы жизни в нищете. Постепенно Великобритания получила славу, как страна, имеющая общественную железную дорогу и мощные паровозы. Но их прародитель – «Пыхтящий черт» Ричарда Тревитика, как и его создатель, стали лишь историей.

 
Подписывайтесь на наш канал: