На орбите успешно испытали ионный космический двигатель на йоде

Специалисты технологической компании из Франции «ThrustMe» нашли способ, как можно не просто сэкономить на запуске спутников с электроракетным двигателем, но и значительно улучшить эффективность их работы.

Успешные испытания первого образца спутника, работающего на йоде, прошли в ноябре прошлого (2020) года. Маневры CubeSat, обладавшего весом в 20 килограммов с двигателем, заправленным не привычным ионизированным инертным газом, как правило, ксеноном, а йодом, прошли удачно. Кроме того, в ходе эксперимента было установлено, что йод в отличие от ксенона обеспечивает гораздо большую эффективность в работе ионизированного вещества.

Не секрет, что современные электроракетные двигатели значительно экономичнее своих предшественников. Они обладают слабой тягой, но могут прослужить долгие годы. И одной из немногочисленных, но существенных проблем остается стоимость заправки – инертный газ, тот же ксенон, весьма редкое и дорогостоящее вещество. А в ближайшие десятилетия на орбиту должны полететь десятки тысяч самых разных спутников. И если все они будут работать на двигателях, заправленных ксеноном, это ощутимо ударит по государственным бюджетам стран.

Поэтому специалисты «ThrustMe» и предложили вариант с использованием газообразного йода, что позволит обеспечить космические спутники и иные устройства более эффективными и доступными двигателями для самих спутников и пусковых систем. Ведь ксенон или иные виды топлива трудно хранить, они для этого требуют объемные и тяжеловесные емкости. Йод хранится до перехода в газообразное состояние в твердой форме, которая не нуждается в газовых баллонах, требующих наличия свободного пространства и повышенную систему безопасности.

По словам технического директора и соучредителя «ThrustMe» Дмитрия Рафальского, сейчас можно смело переходить к новому этапу, вплотную заниматься разработкой силовой установки на газообразном йоде. Работа ведется параллельными путями – с одной стороны разрабатываются новые решения для освоения космоса, с другой, производятся испытания на выносливость здесь, на Земле, что позволит расширить сферы применения новейших технологий.

Впрочем, не все так гладко, как хотелось бы. Ведь агрессивные свойства йода могут испортить ключевые детали космических спутников, для их защиты требуются керамические щиты. Предстоит также решить вопрос с отзывчивостью двигателей, так как их аналоги, работающие на ксеноне, запускаются гораздо быстрее. Но по мнению специалистов, все это вполне решаемо, а за йодными двигателями будущее, в том числе, и внеземное.

 
Подписывайтесь на наш канал: